Если есть в душе свет – то будет красота в человеке.

Если есть красота в человеке – то будет гармония в доме.

Если есть гармония в доме – то будет порядок в государстве.

Если будет порядок в государстве, то в мире воцарится мир…

вторник, 29 марта 2011 г.

Мой взгляд на современное воспитание


                                                 … Воспитание является для      народов                                                                                                                                                                основой
                                                        их бытия, единственным средством
                                                   уменьшить количество зла и увеличить  
                                                        количество добра в любом обществе.
                                                                                                 Оноре де Бальзак
Это  простое  и  сложное  слово  « воспитание».  «Воспитать»  издревле имело значение «питати», то есть  вскормить. Позднее это понятие стали трактовать так: воспитать - «вырастить, привив какие-либо навыки, повлиять на развитие».
         Современное воспитание… Что в наш двадцать первый век считать воспитанием? Что значит оно для меня? Я - учитель, я - классный руководитель. Я прикасаюсь к детям всей своей жизнью, я имею дело не только со школьным состоянием души ребенка, а со всем складом его бытия…
         Наблюдая  современный мир, человеческое общество, начинаешь беспокоиться: этот царь бездушно истребляет дом, в котором он живет. Перефразируя Шекспира, скажем: «Что-то прогнило в нашем государстве!» Давайте посмотрим на современных детей. Создается впечатление, что им некогда думать, что они не видят живых людей вокруг, а заняты только собой. Они жестоки, напористы в своих желаниях, любят наслаждения тела, а не души. «Я хочу!» - вот их лозунг. Душа, духовность для них - отжившие понятия. Но разве они сами в этом виноваты? Не мы ли, взрослые, делаем их такими?
При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасается с ребенком. А.С. Макаренко писал : «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди. А если нет? Всё начинается с семьи. Л.Н. Толстой говорил, что 50% знаний о жизни человека он впитал в себя до 5 лет, остальные 50% собирал по крупицам всю жизнь.

Учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибок родителей и «нелепости» окружающей жизни. Но, воспитывая личность, учитель дает шанс ученику состояться как человеку, как личности. Личность - изделие штучное. И хорошо бы,  чтобы таких «изделий» было как можно больше.
Мой мучительный поиск истоков современного воспитания загнал меня в те глубины, где таилось самое лучшее из того, что было нажито моей душой: мои мечты, мои надежды, моя любовь. Любовь к детям, формирующая в них и чувство красоты, и стойкий, сильный характер, любовь, развивающая ум, укрепляющая здоровье.
… Люди - так же прекрасны, как рассвет, если я могу позволить им такими быть. Я не пытаюсь контролировать рассвет, я наблюдаю его, я любуюсь им… О великие восточные мудрецы! Как же вы правы! Это мой 6 класс, мои дети - самые прекрасные, самые умные, самые трудолюбивые, самые – самые… Я люблю их и хочу, чтобы они выросли светлыми, красивыми, гармоничными и порядочными людьми. Ибо
Если есть в душе свет – то будет красота в человеке.
Если есть красота в человеке – то будет гармония в доме.
Если есть гармония в доме – то будет порядок в государстве.
Если будет порядок в государстве, то в мире воцарится мир…
Поэтому, по моему мнению,   цель современного  воспитания  – сформировать всесторонне развитую, гармоничную и цельную личность, способную сделать все возможное для благосостояния и развития своей Родины. Принципом  воспитательной деятельности должно стать как можно меньше ненужных мероприятий, подавляющих волю и ум обсуждений, разбирательств, как можно больше творческих дел, которые доставляют удовольствие детям, будят мысль, как можно больше всего того, что развивает ум и душу ребенка.
Самое главное в любой деятельности  не переборщить.  «Не навреди» – заповедь не только врача, но и педагога.
 Я согласна  с  мнением  В. Г. Белинского, что  воспитатель – это  садовник . 
         Ребенок – это росток, маленький,  зеленый, едва  выглянувший из своего  зерна. А  воспитатель – это садовник,  который  ухаживает  за  этим  ростком. С  помощью   прививки можно  дикую  лесную  яблоню  заставить,  вместо  кислых  и  маленьких  яблок,  давать  яблоки  садовые,  вкусные,  большие; но  будут  напрасны  все  усилия  заставить  дуб  приносить  яблоки, а  яблоню – желуди . Вот  здесь  и  скрывается  ошибка  в  понимании  что  такое «воспитание». Нельзя  забывать о  природе, дающей  ребенку  наклонности  и  способности.
         В  воспитании  очень  важно  принять  ребенка  таким, какой  он есть  и  суметь  понять.  Если  внимательно  присмотреться  к  отношениям между  взрослыми  и  детьми,  можно  обнаружить,  что  дети  чаще  нуждаются  в  понимании,  а не  в  готовом  опыте  взрослой  мудрости. 
Для меня разумное  современное воспитание детей – это обычное партнёрство с ребенком,  результатом  которого является  – свободный человечек, который растёт, развивается и помогает людям по собственной воле и желанию. 
Воспитание – это жизнь  рядом и вместе. Мы вместе помогаем Колотилову Максиму – ученику нашего класса, ребенку – инвалиду детства, который очень часто лежит в больнице. Мы вместе пишем ему SMS-ки, и помогаем с пропущенным учебным материалом. Мы вместе разрабатываем план мероприятий, и все вместе участвуем в них. Никто не остаётся в стороне, для каждого есть дело.
Сопереживание, сострадание, сочувствие – это то, без чего не может быть полноценного воспитания. Мои ребята принимают активное участие в акциях «Осенняя неделя добра», «Улыбнись, солдат», поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Защитника Отечества.
Воспитание в каждом ребёнке человечности, доброты, творческого отношения ко всему – вот те ценности, которыми я руководствуюсь в своей работе.  Мы ходим в  театр, устраиваем праздники для себя,  учеников начальной школы  и детей ближайших детских садов.
Современных детей нужно любить – это значит уметь вникать в тревоги каждого ребенка, уметь прийти на помощь к каждому, уметь вслушиваться в настроение детей, уметь входить в тайные пласты детского общества и быть принятым ими, уметь своевременно разрешать противоречия детской жизни и индивидуального развития. А их, согласитесь, у современного ребенка не меньше, чем у взрослого.
Перелистав известные тома,
Мы учим жить сердцами и словами,
Мы знаем, наша помощь вам нужна,
Ребятам с любопытными глазами.
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота,
Кусочек сердца отдавать кому-то
Такая, брат, у нас с тобой работа!



Комментариев нет:

Отправить комментарий