… Воспитание является для народов основой
их бытия, единственным средством
уменьшить количество зла и увеличить
количество добра в любом обществе.
Оноре де Бальзак
Это простое и сложное слово « воспитание». «Воспитать» издревле имело значение «питати», то есть вскормить. Позднее это понятие стали трактовать так: воспитать - «вырастить, привив какие-либо навыки, повлиять на развитие».
Современное воспитание… Что в наш двадцать первый век считать воспитанием? Что значит оно для меня? Я - учитель, я - классный руководитель. Я прикасаюсь к детям всей своей жизнью, я имею дело не только со школьным состоянием души ребенка, а со всем складом его бытия…
Наблюдая современный мир, человеческое общество, начинаешь беспокоиться: этот царь бездушно истребляет дом, в котором он живет. Перефразируя Шекспира, скажем: «Что-то прогнило в нашем государстве!» Давайте посмотрим на современных детей. Создается впечатление, что им некогда думать, что они не видят живых людей вокруг, а заняты только собой. Они жестоки, напористы в своих желаниях, любят наслаждения тела, а не души. «Я хочу!» - вот их лозунг. Душа, духовность для них - отжившие понятия. Но разве они сами в этом виноваты? Не мы ли, взрослые, делаем их такими?
При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасается с ребенком. А.С. Макаренко писал : «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди. А если нет? Всё начинается с семьи. Л.Н. Толстой говорил, что 50% знаний о жизни человека он впитал в себя до 5 лет, остальные 50% собирал по крупицам всю жизнь.
Учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибок родителей и «нелепости» окружающей жизни. Но, воспитывая личность, учитель дает шанс ученику состояться как человеку, как личности. Личность - изделие штучное. И хорошо бы, чтобы таких «изделий» было как можно больше.
Мой мучительный поиск истоков современного воспитания загнал меня в те глубины, где таилось самое лучшее из того, что было нажито моей душой: мои мечты, мои надежды, моя любовь. Любовь к детям, формирующая в них и чувство красоты, и стойкий, сильный характер, любовь, развивающая ум, укрепляющая здоровье.
… Люди - так же прекрасны, как рассвет, если я могу позволить им такими быть. Я не пытаюсь контролировать рассвет, я наблюдаю его, я любуюсь им… О великие восточные мудрецы! Как же вы правы! Это мой 6 класс, мои дети - самые прекрасные, самые умные, самые трудолюбивые, самые – самые… Я люблю их и хочу, чтобы они выросли светлыми, красивыми, гармоничными и порядочными людьми. Ибо
Если есть в душе свет – то будет красота в человеке.
Если есть красота в человеке – то будет гармония в доме.
Если есть гармония в доме – то будет порядок в государстве.
Если будет порядок в государстве, то в мире воцарится мир…
Поэтому, по моему мнению, цель современного воспитания – сформировать всесторонне развитую, гармоничную и цельную личность, способную сделать все возможное для благосостояния и развития своей Родины. Принципом воспитательной деятельности должно стать как можно меньше ненужных мероприятий, подавляющих волю и ум обсуждений, разбирательств, как можно больше творческих дел, которые доставляют удовольствие детям, будят мысль, как можно больше всего того, что развивает ум и душу ребенка.
Самое главное в любой деятельности не переборщить. «Не навреди» – заповедь не только врача, но и педагога.
Я согласна с мнением В. Г. Белинского, что воспитатель – это садовник .
Ребенок – это росток, маленький, зеленый, едва выглянувший из своего зерна. А воспитатель – это садовник, который ухаживает за этим ростком. С помощью прививки можно дикую лесную яблоню заставить, вместо кислых и маленьких яблок, давать яблоки садовые, вкусные, большие; но будут напрасны все усилия заставить дуб приносить яблоки, а яблоню – желуди . Вот здесь и скрывается ошибка в понимании что такое «воспитание». Нельзя забывать о природе, дающей ребенку наклонности и способности.
В воспитании очень важно принять ребенка таким, какой он есть и суметь понять. Если внимательно присмотреться к отношениям между взрослыми и детьми, можно обнаружить, что дети чаще нуждаются в понимании, а не в готовом опыте взрослой мудрости.
Для меня разумное современное воспитание детей – это обычное партнёрство с ребенком, результатом которого является – свободный человечек, который растёт, развивается и помогает людям по собственной воле и желанию.
Воспитание – это жизнь рядом и вместе. Мы вместе помогаем Колотилову Максиму – ученику нашего класса, ребенку – инвалиду детства, который очень часто лежит в больнице. Мы вместе пишем ему SMS-ки, и помогаем с пропущенным учебным материалом. Мы вместе разрабатываем план мероприятий, и все вместе участвуем в них. Никто не остаётся в стороне, для каждого есть дело.
Сопереживание, сострадание, сочувствие – это то, без чего не может быть полноценного воспитания. Мои ребята принимают активное участие в акциях «Осенняя неделя добра», «Улыбнись, солдат», поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Защитника Отечества.
Воспитание в каждом ребёнке человечности, доброты, творческого отношения ко всему – вот те ценности, которыми я руководствуюсь в своей работе. Мы ходим в театр, устраиваем праздники для себя, учеников начальной школы и детей ближайших детских садов.
Современных детей нужно любить – это значит уметь вникать в тревоги каждого ребенка, уметь прийти на помощь к каждому, уметь вслушиваться в настроение детей, уметь входить в тайные пласты детского общества и быть принятым ими, уметь своевременно разрешать противоречия детской жизни и индивидуального развития. А их, согласитесь, у современного ребенка не меньше, чем у взрослого.
Перелистав известные тома,
Мы учим жить сердцами и словами,
Мы знаем, наша помощь вам нужна,
Ребятам с любопытными глазами.
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота,
Кусочек сердца отдавать кому-то
Такая, брат, у нас с тобой работа!
Комментариев нет:
Отправить комментарий